Верба, народные названия; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, веербина.
Верболоз, шелюга, шелюжина, краснотал (тал, тальник вообще мелкая верба); белотал, ломашник, чернотал, чернолоз, сивый тальник, таловый сланец, ракита, белолоз; таловая карла, таловый ёрник, малый тальник, бредник (брединник), чернотал, вербовник, синетал, ломашник, желтолозник, серый тальник, песчаная лозка, талащаник, корзиночник, кузовница, вязинник, подбережник, кровавница.
Вербу (иву остролистную) – Salix acutifolia Willd – в народе также называют красной вербой, шелюгой красной. Верба – листопадное дерево или высокий кустарник с темной корой и развесистой кроной из семейства ивовых. Ветви у вербы довольно тонкие и гибкие, молодые побеги красновато-коричневого цвета с легким восковым налетом. Если этот налет потереть рукой или тряпочкой, то он быстро сотрется. Листья длинные, заостренные, светло-зеленые или слегка серебристые, блестящие сверху, снизу более темного цвета, часто с сизоватым оттенком.
У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками. И начинает напоминать крохотного цыпленка.
Верба – первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. Плод – коробочка. Созревает в мае-июне.
Верба растет практически на всей территории России, как на ее европейской части, так и в Сибири, на Урале, предпочитая песчаные поймы, косы и берега рек.
Существует поверье, что верба обладает магическими свойствами — охраняет от бед, несчастий и злых духов. Поэтому раньше ее освященные ветки хранили в домах.
Кора вербы в народе применяется в большинстве случаев как вяжущее, кровоостанавливающее, дезинфицирующее и мочегонное средство.
Народная медицина использует кору вербы внутрь и наружно.
Внутрь делают отвар 40г сухой коры на 1л воды при всех катарах желудка, воспалении кишечного тракта и при несварении.
При болезнях селезенки принимается отвар (варить 10 минут) из смеси измельченной коры вербы и корня мыльнянки в равных частях. Берется 2 чайные ложечки смеси на 2 стакана воды. Обычно при кипячении этой смеси и после процеживания из 2 стаканов жидкости остается около 1,5 стакана. Пополняют убыток добавлением водной настойки шиповника. Принимают по 2 стакана отвара в день. Это считается особенно полезным при заразных болезнях, в том числе при туберкулезе легких, при желтухе, ревматизме и других, когда селезенка и печень насыщены большими дозами токсина.
При женских болезнях пьют отвар из коры вербы: 1 чайную ложечку отвара на стакан воды, по 2 таких стакана в день.
При дизентерии пьют глотками отвар из корня земляники и коры вербы: На 500г воды добавляют 8г земляники и 10г коры вербы. Варят на малом огне 10 минут.
Порошком из вербовой коры посыпают кровоточащие раны. Пыль такого порошка втягивают в нос, когда идет из носа кровь, и ложатся на постель без подушки под голову.
При болях в ногах у людей, страдающим расширением вен, применяют теплые ножные ванны (до колена) из отвара коры вербы и коры дуба, продолжительностью в полчаса. После ванны надевают на ноги бандаж или резиновые чулки и отдыхают.
При перхоти и зуде кожи головы и выпадении волос моют голову крепким отваром из смеси коры вербы и корней лопуха, взятых в равных частях.
У выздоравливающих после тяжелой болезни и длительного лежания в постели людей при слабости ног и дрожании их во время ходьбы делают примерно 20-минутные ножные ванны в крепком отваре вербовой коры.
Порошком из коры вербы присыпают раны, экземы.
Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным воскресеньем. В этот день церковь отступает от великопостных настроений; черные, траурные ризы священников сменяются праздничными облачениями: покаянные песнопения заменяются ликующими гимнами: строгий пост несколько ослабляется разрешением в этот праздник употреблять «вино и рыбу».
Вербное воскресенье – это не официальное название праздника. В церковной литературе он называется «Вход господень в Иерусалим». Церковь относит его к числу двунадесятых, т. е. самых важных, праздников. Разумеется, поскольку он празднуется в последнее воскресенье перед пасхой, то не имеет постоянной даты и в разные годы приходится на разные числа, но обязательно на воскресный день.
В основе праздника лежит следующая евангельская легенда. В Вифании, недалеко от Иерусалима, жил некто Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. В их доме бывал Христос, который любил это семейство за их согласие и благочестие. Но вот Лазарь заболел. Сестры известили Христа о болезни брата в надежде на его своевременную помощь. Однако Христос медлил и отправился в Вифанию только после того, как Лазарь умер. Марфа встретила Иисуса и сказала ему: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». (Иоанн, гл. 11, ст. 21). Христос ответил ей: «Воскреснет брат твой». Потом Христос, скорбя и плача, пришел к пещере, где был замурован Лазарь, и приказал отвалить камень, закрывающий вход в пещеру. После краткой молитвы Христос, обращаясь к мертвому Лазарю, воскликнул громким голосом: «Лазарь, иди вон!», и будто бы умерший вышел из пещеры, а многие из присутствовавших уверовали в Христа как в сына Божия.
Вслед за этим состоялся так называемый вход Христа в Иерусалим. Перед праздником пасхи иудейской в Иерусалим стали стекаться паломники со всех уголков мира, и в первую очередь со всей Палестины. Им хотелось увидеть человека, совершающего такие чудеса.
За шесть дней до праздника пасхи Христос, окруженный своими учениками, торжественно двинулся в Иерусалим. Как только разнеслась весть, что он идет в Иерусалим, множество людей вышло навстречу ему. Встречающие по пути срывали пальмовые ветви и устилали ими дорогу. Другие в порыве радости снимали с себя одежды и расстилали их на его пути. Въехав в город, Христос посетил храм, а затем снова вернулся в Вифанию.
Магия вербы.
Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.
Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».
Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Народные приметы и поверья.
* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
* Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
* Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы – средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
Верба является деревом, поглощающим отрицательную энергию, поэтому она хорошо снимает боль, если прислониться к дереву больным местом. При депрессии, неврозах, истерии к стволу вербы прижимаются либо позвоночником, либо обнимают дерево руками. Обниматься с вербой нужно не более 10-15 минут в день. Если нет возможности ходить к растущему в природе дереву, то можно использовать в домашних условиях небольшие кусочки ствола вербы. В старину таким способом лечили зубную, головную боль, ревматизм, фурункулёз, ангину. Но и кусочки ствола вербы держать на больном месте более получаса не рекомендуется, так как можно потерять много энергии.
Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из нее дудочку, то ее звучание может развеселить любую «царевну Несмеяну».
А еще наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шел к молодой вербе и опоясывал ее снятым с себя соломенным поясом и произносил заговор.
Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.
Есть еще одно чудесное проявление мистической сущности вербы, называемое верующими одним из Божьих чудес. Православные рассказывают о том, что в ночь с 3 на 4 декабря за 15-20 минут до полуночи (а это церковный праздник Введения Богородицы во Храм), покрытые льдом почки вербы стремительно набухают и раскрываются, издавая хорошо слышимые щелчки. Говорят, чем сильнее мороз, тем громче трещит верба.
Бывает, что на некоторых ветках даже появляются листочки. А после полуночи почки снова закрываются – теперь до весны. Многие люди стараются уловить момент и сорвать распустившиеся ветки – они приносят их в местные храмы или ставят в воду дома.
Верба – кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая верба, особенно освященная в Вербное воскресенье, защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистых» и местом, куда можно отсылать болезни.
Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.
В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание.
Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».
В Пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы; победитель назывался «королем».
На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.
В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.
Сербские додолы нередко наряжались почти исключительно в ветки вербы и ходили с вербой или с вербовыми палками в руках.
Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. В русских поверьях верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь – усмиряет его, а посаженная в поле – оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град.
Белорусы ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».
Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.
Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась».
Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.
Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой.
В Белоруссии с освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.
Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.
У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; верба засыхала, лихорадка проходила.
У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.
Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба».
Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов и тени.
Сербы – боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял святой Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался.
Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что верба – злое дерево: по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.
По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после вербного воскресенья на клене и в жите).
Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (по другому Вилы) живут на вербах и других деревьях.
По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на вербе, а после того, как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу.
Но, наверное, больше всего благодарные люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придет юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом.