Главная |
|
Русские народные сказки как средство развития связной речи дошкольниковКонсультация (подготовительная группа): РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.Консультация для родителей РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша. Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображени Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы. Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует Народная сказка - может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтение. При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки Приемы первой группы: 1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п. 2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. 3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.) Приемы второй группы 1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности. 2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились. 3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?» 4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны--сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» -- со слов «сядут за стол -- не нахвалятся» и др. Большое значение для развития образной речи имеет рассказывание сказок детьми. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя Одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи детей. : Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоцентрПо народным сказкам России Довольно ранние сказки превратились в источник забавы в этой стране. Русские люди относились к сказкам гораздо менее серьезно, чем, например, к песням. Это различие в трактовке двух видов фольклора хорошо выражено в пословице: «Сказка выдумана, песня - правдивая». Этими словами люди проводят четкую грань между двумя жанрами: сказка считается детищем фантазии, а песня - отражением того, что пережили на самом деле. Однако, вопреки вышеупомянутому общему убеждению, сказки - это не просто плоды чистого воображения: они отражаются отголосками древних верований и образов жизни, которые канули в Лету. Например, многие сказки несут в себе тени (вероятно, несколько искаженные или преувеличенные) диких обычаев и нравов наших далеких предков. На «двойное дно» сказок указывает русская пословица следующего значения: «Сказка - ложь, но с намеком, урок молодым».Некоторые современные исследователи обнаруживают, что определенные сказки представляют собой аллегорические повествования об истинных исторических событиях, не говоря уже о моральных предложениях многих сказок. Со временем острая сатира на злободневные истории была стерта, реальные прототипы умирали и были забыты, а аллегорические истории сохранялись, но оставались неясными, а потому загадочными и забавными сюжетами. Будучи продуктом очень древних, как правило, языческих эпох, сказки наряду с другими фольклорными жанрами издавна подвергались гонениям со стороны церкви.В XI веке было запрещено рассказывать сказки, анекдоты, «пустые выдумки». Даже в XII веке запрещали рассказывать басни; тогда как в 13 веке обвиняли и запрещали «сказочников». Несмотря на различные запреты, сказки, передаваемые из уст в уста, сохранились и, хотя и в значительной степени модифицированы, дожили до наших дней. Во многом это благодаря собирателям фольклора, записавшим их. Инициатором сбора русских сказок был русский этнограф Александр Афанасьев (1826–1871).Екатерина Авдеева (1789-1865) и Владимир Даль (1801-1872) также внесли большой вклад в сбор и систематизацию детского фольклора. Современные русские сказки, как правило, рассчитаны на детскую аудиторию. Происхождение и содержание русских народных сказок Сопоставление содержания русских сказок с сказками, баснями и легендами других народов выявило их полное сходство. Так, например, русская сказка об «Одноглазом великане» повествует почти то же, что и «Одиссея Гомера» о циклопе по имени Полифем, Одиссее и его спутниках; так что русская сказка очень похожа на древнегреческий миф.Примечателен тот факт, что не только европейские народы имеют похожие сказки: совершенно разные народы разных рас имеют сказки, похожие по сути, хотя и различающиеся деталями. Скитания сказочных сюжетов от одного народа к другому наверняка сопровождались их изменением и смешиванием друг с другом. Так что определить, что именно принадлежит местным жителям в сказке, а что было заимствовано, вряд ли возможно: вообще говоря, сказки интернациональны по сюжету и сущности, хотя, по всей видимости, несут в себе своеобразный национальный отпечаток, который в основном можно увидеть при взгляде. в деталях. По тематике сказки можно разделить на три группы: сказки со следами мифологии, сказки о животных, которые говорят и действуют как люди, и сказки о манерах. Еще о русских народных сказках
Забронировать отели и апартаменты в России Туры в Россию Бронирование железнодорожных и автобусных билетов по России Найти и заказать трансфер по России Юридическая консультация по российскому законодательству
Источники : целей в области речи и языка в дошкольном учреждении
Это дошкольные годы, когда языковые способности детей действительно развиваются. К пяти годам ваш дошкольник не сможет участвовать в политической дискуссии, но он сможет четко общаться и понимать общение других. Но на самом деле этот навык - это совокупность многих весьма специфических навыков, приобретенных в дошкольном возрасте. Овладение этими навыками - основная языковая цель дошкольников. Осведомленность о звуках и слогах К 2 годам ребенок хорошо осознает звуки, принадлежащие его языку. Даже не зная письменности, дошкольники могут рифмовать основные звуки, создавая новые, иногда бессмысленные, звуки, которые по-прежнему являются частью языка, часто вызывая раздражение мамы, сидящей за рулем. Осведомленность о родном языке значительно усиливается в дошкольном возрасте, расширяясь от звуков до более сложных форм фонетической осведомленности, таких как способность сказать вам, сколько слогов в определенном слове.Главный результат развития фонетической осведомленности в дошкольном возрасте - это вновь обретенная способность связывать звуки с письменным языком. Словарь на 10 000 слов Дошкольники учат язык невероятно быстро. Среднестатистической маме может пройти несколько лет, прежде чем она запомнит 10 000 слов на иностранном языке, но средний дошкольник выучит 10 000 слов к тому времени, когда он будет готов пойти в школу. Это изучение слов не без новизны.Ваш дошкольник выучит словарный запас быстрее, чем грамматику. Языковое развитие дошкольника - естественный инстинктивный процесс; он будет использовать подсказки взрослых, чтобы понять, что означают слова, но не как их использовать. Таким образом, дошкольник может знать, что «няня» означает, что мама и папа уезжают на время, а дружелюбная девочка ненадолго задерживается в доме. Поэтому не удивляйтесь, услышав: «Нина присматривает за мной». Full Sentences Будьте готовы пропустить милые предложения детских лет.Дошкольники начинают заполнять эти пропущенные слова при построении предложений. Что касается языкового развития, это больше всего улучшает грамматику. Здесь предлоги и артикли чудесным образом начинают появляться в предложениях. Итак, если вы знакомы с просьбой вашего малыша «сесть на стул», сейчас самое время ценить ее, как только она станет грамматически правильной «сидеть на стуле». Последовательные предложения Дошкольник не только начинает составлять правильные и, следовательно, более длинные предложения, но также начинает последовательно соединять предложения.К 5 годам дети будут правильно использовать союзы, такие как «так» и «потому что», например, «Мой воздушный шарик улетел, поэтому я плакал». Это вызывает непрекращающийся поток слов у некоторых малышей-болтунов при немедленном восторге и последовательном раздражении родителей. Но такая форма беседы должна понравиться большинству родителей, поскольку показывает интеллект ребенка. Способность связывать связанные предложения свидетельствует не только об улучшении языковых навыков, но и о способности мыслить логически. Дополнительная информация : Поговори со мной, детка !: Как ты можешь поддержать языковое развитие маленьких детей Маленькая беседа: Как развить языковые навыки вашего ребенка от рождения до четырехлетнего возраста .: Литература :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр
Литература - наиболее полное и выразительное проявление русского творческого гения. Он передает не только эстетические, моральные и духовные ценности и убеждения; Литература - это тоже наша философия, способ познать жизнь, как отмечают ведущие российские философы. Великие русские поэты и писатели всегда были голосом совести и души этого народа и должны были за это страдать. Приоритет литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и значением, которое она приобрела с момента появления.Письменность и литература пришли в Россию извне, вместе с христианством. Книга появилась в России в виде священного писания, определив тем самым место и роль литературы в истории русской культуры. Но не следует забывать о богатстве народного творчества - ярком источнике исконных знаний и вдохновения для литераторов и мыслителей всех времен. Язык и дух народной поэзии в форме песен, сказок, былин и др. Внесли в русскую литературу подлинную жизнь и образность.Таким образом, литература в этой стране развивалась как смесь народного искусства и церковных писаний, отражая смесь языческих и христианских черт в русской культурной традиции. Народная поэзия Народная поэзия Национальный эпос, выраженный в народной поэзии, прошел три стадии развития: мифологический, героический и исторический.Славянская мифология сильно пострадала от более поздних христианских влияний, но мы все еще можем кое-что узнать о верованиях этого народа через некоторые устные предания, сохранившиеся до наших дней. Их можно наблюдать в сакральных песнях , которые использовались для сопровождения языческих обрядов и символизировали взаимодействие или борьбу различных сил природы. Мифология также очевидна в старинных сказках , которые, однако, были сильно изменены с более поздними добавлениями множества деталей.Древние верования также прослеживаются в заклинаниях, загадках, , пословицах и поговорках . Былина (происходит от слова «был» или что-то, что действительно произошло) - героический эпос о богатырях (могучих богатырях), которые защищают землю Русскую от врагов и выступают за ее объединение. Они обладают определенными сверхъестественными способностями и имеют что-то общее с греческими мифологическими героями, хотя, похоже, имеют реальные прототипы. Образы богатырей, таких как Микула Сельянинович или идеальный могучий крестьянин Илья Муромец, свидетельствуют о высоких нравственных ценностях русского народа.Былины - это поэтический памятник прошлого, в котором представлены интересные типы и образцы личных и социальных добродетелей. Позднее былины уступили место историческим песням , более точным размышлениям о бурных исторических событиях татарского ига, объединению Руси Иваном Грозным и др. Лирические песни раскрывают сокровенные мысли и чувства русского народа. Общее настроение народной лирики, свойственной поэтической мягкости и нежности, удивительно грустно и задумчиво, временами перескакивая на дико веселое и даже буйное.Такие особенности можно объяснить суровой, но красивой природой этой огромной земли, а также тяжелыми условиями жизни. Прослушивание протяжных, протяжных и объемных звуков русской народной песни, вероятно, может дать представление о «загадочной русской душе» . Образность и яркий стиль русского фольклора не уступают лучшим образцам европейских литератур. Влияние церкви и ранняя литература На протяжении веков церковная литература оставалась главной духовной и нравственной пищей для русского народа.Таким образом, это повлияло на формирование национального характера. Позднее русские книжники теоретически обосновали идею единства Русской земли и национального и религиозного своеобразия Русского царства. Итак, русская литература раз и навсегда обозначила свою связь с развитием нации и государства. Тем не менее, он никогда не ограничивался национальными рамками из-за большого количества переводов. Важнейшими писаниями киевского периода являются учение митрополита Илариона (XI век), Повесть Временных лет (XI-начало XII века, древнейшая летопись), учение князя Владимира Мономаха (XI - начало XII века), Слово о Война Игоря (XII век), Странствия Даниила (XII век).Все эти тексты являются образцами яркого поэтического творчества. Это была эпоха обширной литературной деятельности, которая породила образцы литературных форм и жанров на последующие века. Русская литература позднего средневековья отличается чувством избранности России (теория Москвы как третьего Рима). Внутренние потрясения XVI - XVII веков придали литературе определенные черты религиозной и политической публицистики. В некоторых случаях эти произведения выходят на высокий художественный уровень.Таковы «Послания Ивана Грозного» и «Житие Аввакума Петровича», изначально сочетающие церковно-книжный язык с живой народной речью. Вместе с тем фольклорная поэзия приобрела настоящую силу, красоту и выразительность; однако книжники Древней Руси почти никогда не прибегали к этому богатому источнику. В конце XVI века бурно развивается светская история нравов, часто интерпретирующая «странствующие» сюжеты западной и восточной литературы. Поиск национальной самобытности С конца 17 века в русскую культуру вторгаются западноевропейские ценности.Мировоззренческий переворот, совпавший с реформами языка и орфографии, привел к культурным кризисам 18 века. Писатели того времени колеблются между чистым подражанием французскому образцу и поиском собственных сюжетов, языка и стиля. Стремление к национальной самобытности прослеживается на протяжении всего периода: В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов создать теорию русской просодии; СРЕДНИЙ. Сумароков, наряду со стремлением быть русским Расином и Вольтером, создает песни в народном стиле; Д.И. Фонвисин пишет комедии о повседневной русской жизни, использует живую разговорную речь; Державин предвосхищает «сакральный жанр» позднейшей русской лирики. Драма и поэзия прочно стоят на первом месте в иерархии жанров. Русский язык нашел свою определенную форму в творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. Эпоха Александра I была временем больших творческих усилий; время, когда русские писатели испытывали радость самостоятельного творчества, оригинального и подлинно национального по духу и стилю.Наивысшим ее выражением, безусловно, является творчество Александра Пушкина . Европейская культура была ассимилирована и отражена; у последующих поколений развивается славянофильская оппозиция не только национально-психологическая, но и культурно-художественная. Романтизм С 1840-х годов литература переживает рост моральной и метафизической тревоги, которая находит теоретическое выражение в романтизме. Художники чувствуют себя в жизни непросто, словно не в том месте.Тема «ненужного человека» возникает в литературе: М.Ю. Лермонтов дал незабываемую картину душевных ощущений того времени, смесь экзальтации и сомнений, в своем знаменитом романе Герой нашего времени . Н.В. Гоголь своей яркой сатирой уточнил религиозно-нравственные темы в русской культуре, ставшие главной проблематикой на протяжении всего XIX века. При этом проявляется еще одна особенность русского искусства - неотделимость творческого развития художника от его личной судьбы. Великие реформы и социальные вопросы Эпоха «великих реформ» 1860-1870-х гг. Привлекла внимание литературы к социальным вопросам. Проблема преодоления трагического одиночества человека в этом мире решается писателями в поисках той или иной формы гармоничного социального общения, в основном в приобщении к жизни простых людей. В то же время наблюдается болезненный разрыв между новым приближающимся эстетическим подъемом и новым философским и религиозным пробуждением.В русской литературе начинают складываться два творческих направления. Приверженцы «чистого искусства», такие как А.Григорьев, А.В. Дружинин и А.А. Fet выступает против утилитарной моральной функции литературы, а Лев Толстой стремится к «разрушению эстетики» ради нравственного преобразования людей с помощью искусства. Религиозные размышления о русском опыте нашли выражение в произведениях Федора Михайловича Достоевского , который с большой художественной силой показал, как изолированная и гордая человеческая свобода приводит к рабству или самоуничтожению.Преобладание философских тем в литературе обусловливает расцвет русского романа. Однако философские мотивы звучат отчетливо и в лирике ( Ф.И. Тютчев, ). Серебряный век В дореволюционные годы в литературе произошел новый подъем, названный «серебряным веком» . Меняется само ощущение жизни. «Ощущение конечности нарастает все больше и больше». (Александр Белый). В человеке открываются новые глубины, иногда это темные бездны.В событиях чувствуется суровый апокалиптический ритм. Новый расцвет русской поэзии начинается с 1890-х годов. Символизм стал не только литературным движением, но и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова приобретают особую жизненную важность, как путь к вере и вечности через искусство. Это было повторение романтизма в русском сознании. В противоречивой смеси бунта и усталости, самоутверждения и меланхолии художники стремятся выйти «за пределы добра и зла», превзойти этику с помощью эстетики.' Мистика В.С. Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве Александра Блока. Религиозное возвышение символизма, воспринимающего поэта как носителя высших, иррациональных сил, встречает реакцию акмеизма (Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам) с его ориентацией на разумную волю в поэтическом творчестве. Одновременно Антон Чехов и Иван Бунин развивают классическую линию русской литературы, обогащая ее новыми достижениями формы. ХХ век: послереволюционный Революция 1917 года привела к искусственному разделению русской литературы на отечественную и эмигрантскую, и наиболее выдающиеся писатели нашли более безопасное место за границей. Однако литература сохранила свое единство, основанное на принадлежности к традициям классической русской культуры, так или иначе присутствовавшее в творчестве Ивана Бунина, , Владимира Набокова, , Ивана Шмелева, Владимира Ходасевича, Осипа Мандельштама, , Михаила Булгакова, , Бориса Пастернак, Михаил Горький и другие.Именно это направление русской литературы получило всеобщее признание в ХХ веке. В то же время следование традициям не исключало поиска новых форм. Постреволюционная проза и поэзия продемонстрировали невероятное разнообразие стилистических и иных новинок. Великие образцы русской прозы создал Александр Солженицын , сумевший дать второе дыхание классическому русскому роману. В поэтической сфере мировое признание принадлежит Иосифу Бродскому . Развитие русской литературы в ХХ веке говорит о ее непреходящем универсальном значении и неиссякаемых творческих возможностях. Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и была оценена по достоинству выдающимися литераторами мира.
Вера Иванова . Басня как средство формирования устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтенияАРТ 75364 UDK 373,3 Авторы: Галина Бакылина, Ирина ПатрышеваАннотация. В статье рассматривается проблема формирования устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения басен. Автор приводит список имен детей, входящих в различные учебно-методические комплексы, по годам обучения. В статье обсуждаются базовые типы упражнений, направленные на развитие у студентов способности свободно и связно выражать свои мысли устно в соответствии с ситуацией общения. . |
|
portaltravi.ru © Содержание, карта. |