Народная Медицина.

Меню сайта
Поиск

Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников


Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

        

Бринева Ирма Александровна,

Воспитатель МБДОУ №8 «Светлячок»

        с.  Панфилово

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

1. Работа по развитию речи дошкольников с использованием артикуляционной пальчиковой гимнастики………………………………

2.Потешки, приговорки для развития речи в различных режимных моментах

3.Значение фольклорных праздников для развития речи и личности ребёнка…………………………………………………………………………

4.Роль традиций в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к родному языку………………………………………………………………..

5. Конспекты занятий с фольклорным содержанием…………………….

Список литературы…………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………..

Введение

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, колыбельные и т. д. – Это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимает его красоту, лаконичность, приобщение к культуре своего народа. Д.С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разочарований. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то, и другое, как браней, защищало народное искусство от безвкусицы». Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало раннее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции несет еще и речевую. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков. Обращение к фольклору как к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту.  Вывод: «Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. В этом я увидела актуальность своей темы.  

Многофункциональность фольклора стала для нас опорой в решении речевых проблем детей нашей группы. Во вторую младшую группу к нам поступили дети с характерными для детей трех лет речевыми проблемами, малым объемом словаря, многочисленными дефектами звукопроизношения. В связи с этим стали задумываться, можно ли научить детей 3х лет хорошо овладеть родным языком, развитием речи? Почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился?  Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта. Проанализировав свою работу с детьми, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться.  Поэтому поставила перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию – «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», поставив перед собой задачи:

- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;

- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества;

- научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Для решения поставленных задач разработала перспективный план, обогатила предметно – развивающую среду, продолжила подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок и т. д. Подобрала книжки по устному народному творчеству. Организовала в группе уголок ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок; место для игр, (коробочки с палочками, бусами, пуговицами, бумагой, прищепками, шнурками), кроватка качалка для пения колыбельных песен.

Начала заинтересовывать родителей, провела родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни ребенка», подготовила консультации, оформила папку-передвижку. Привлекла родителей к праздникам, разучиванию песен, стихов, частушек. Предложила родителям составить свой сборник колыбельных песен, которые они поют своим детям. Дети лучше засыпают под мамину колыбельную. Раздала памятки с упражнениями для развития мелкой моторики.

Нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:

- большой палец отвечает за голову;

- указательный – за желудок;

- средний – за печень;

-безымянный – за почки;

- мизинец – за сердце.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

  «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов» -  Дж. Бруно.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:

- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;

- частушки – топотушки;

- потешки – прихлопушки;

- игры – хороводы;

- колыбельные – убаюкивание кукол.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми родного языка, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также намного легче и с большим удовольствием усваивает все навыки самообслуживания и гигиены.

Результатом моей работы является положительные эмоции, веселое, доброе настроение моих детей, которое помогает легче пройти период привыкания, а также овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление. Дает возможность радостно и содержательно прожить период детства, побегать попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

  1. Работа по развитию речи дошкольников с использованием артикуляционной пальчиковой гимнастики.

Соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки получило название в исследованиях И.В. Курис – биоэнергопластика.  Уже давно отмечена взаимосвязь речевой и моторной деятельности, стимулирующая роль тренировки мелкой моторики рук. Педагоги могут самостоятельно подбирать движение рук под любое артикуляционное упражнение, составлять комплексы упражнений и использовать их на разных занятиях. Предлагаю вашему вниманию упражнения сопряженной артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Через лес вышли к реке.

(дети переплетают пальцы рук, делают плавные волнообразные движения руками перед собой).

Увидели лодку, сели в нее и поплыли домой.

(складывают ладони «лодочкой», руками двигают вперед-назад, язык складывают «лодочкой», вытягивают язык вперед и убирают назад.

Приплыли к берегу, вышли из лодки.

2. Потешки, приговорки для развития речи в различных режимных моментах и видах деятельности детей.

                            ПОТЕШКИ ДЛЯ НОВИЧКОВ

                                   Кто у нас хороший,

                                   Кто у нас пригожий?

                                   Ванечка хороший,

                                   Ванечка пригожий!

                                   Ой, мой маленький,

                                  Ненаглядненький,

                                  Мой хорошенький,

                                  Мой пригоженький.

                           ПОТЕШКИ НА СОН ГРЯДУЩИЙ

                              Баю, баю, баюшок,
                              Кладу Машу на пушок.
                              На пуховую кровать,
                              Будет Маша крепко спать.

                          ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

                               Зайка начал умываться,
                              Видно в гости он собрался.
                                 Вымыл ротик,
                                 Вымыл носик,
                                 Вымыл ухо, вот и сухо.

           3. Значение фольклорных праздников для развития речи и личности ребёнка.

 «Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?» - писал Л.Н. Толстой.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.

В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций с детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением впечатлений в рисунках, играх, рассказах. Получая положительные эмоции, погружаясь в атмосферу радости, ребенок открывается добру и красоте, он растет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, становится, менее подвержен стрессам и возможным разочарованиям в будущем. Тусклым и невыразительным станет детство, если исчезнут из него праздники…

Именно поэтому праздник, по выражению А.В. Луначарского, «…должен быть организован на все на свете, что имеет тенденцию произвести высоко – эстетическое впечатление».

В программах воспитания и обучения дошкольников есть множество праздников, развлечений, посвященных тем или иным событиям окружающей нас жизни: Урожаю, Новому году, Рождеству, Дню защитников Отечества, Масленице, Восьмому марта и т. д.

Эти праздники обладают особой привлекательностью и притягательностью, в основе которых лежит русских фольклор. Яркие, живые, образные, они легко запоминаются и оставляют радостное впечатление. Сколько живет человек, столько живут пословицы и прибаутки. На протяжении веков создал их народ, из глубины времен фольклор донес до нас мудрость могучей Руси.

С помощью поговорок, потешек, попевок можно просто и красочно выразить себя, свой мир, свое отношение к окружающему, явлениям природы, животным и птицам. Их язык предельно лаконичен, понятен даже детям. Каждая новая встреча со стариной превращается в желаемый, запоминающийся праздник, обязательно находя живой отклик в душе не только каждого ребенка, но и взрослого.

Мы стараемся соблюдать народные традиции. Накануне праздников Рождества христова, Пасхи, Масленицы и т.д. мы постоянно обращаемся к произведениям устного народного творчества, тем самым обогащая внутренний мир и самосознание наших воспитанников. Составляются праздники на данную тему.

Роль традиций в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к родному языку.

Что такое традиции? Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

Через народные традиции, традиции, сложившиеся в детском саду на протяжении не одного десятка лет, мы стремимся погрузить ребенка в удивительный мир природы родного края, культурно – историческое прошлое и настоящее.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, среди других людей. Это возможно, когда органически освоена родная культура, понятно и осмысленно прошлое.

Именно непрерывность процесса, позволяет ребенку и окружающим его взрослым как нельзя лучше представить и прочувствовать динамику природных процессов, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое.

Русские культурные традиции вобрали в себя нравственно-эстетические ценности. Воспитательная роль этих ценностей в нашем детском саду реализуется через ознакомление детей со старинной (мини-музей), с устным народным творчеством, музыкой и пением. Проводим беседы о жизни людей в прошлом, рассматриваем старинную утварь, рассуждаем, как ей пользовались на Руси в те времена. Водим хороводы вокруг прялицы, поем песни, частушки. На Руси любили праздники, существует русская традиция их проведения. Пасха – катание яиц, масленица – проводы русской зимы, катание на санях, Рождество – ряженье, колядование. Это радостное время в жизни людей. Когда можно помочь слабым, своим друзьям, поделиться радостью с близкими, проявить к окружающим любовь, радушие, щедрость.

На музыкальных занятиях разучиваем рождественские колядки, рассказываем о святочных гаданиях и посиделках. Разучиваем песни об урожае, блинах. На праздниках вместе с родителями наряжаемся в разноцветные шали, пестрые юбки, маски, гримируемся, готовим подарки, поделки. Проводим Ярмарки. После таких мероприятий дети становятся послушными, добрыми и очень отзывчивыми.

Мы убедились в том, что такие методы играют огромную роль в воспитании у дошкольников чувства патриотизма и в формировании духовно-нравственных качеств. Они помогают детям осознать свою причастность к семье, своей группе, своему селу, стране, ощутить себя как частицу большого мира. Дети с удовольствием выступают на сцене сельского дома культуры в праздничные даты – День пожилого человека, День защитника Отечества, Восьмое марта, День Победы и дарят людям старшего поколения свои стихи, песни, танцы, радость, чувство того, что их помнят, о них заботятся. Неслучайно выпускники нашего детского сада впоследствии становятся участниками детского коллектива «Коляда» при сельском доме культуры. А позже, по окончании школы многие поступают в институт культуры.

5. Конспекты занятий с фольклорным содержанием.

                                       Тема: «Как у нашего кота…»

Заучивание потешки

Задачи:

- Учить детей наизусть читать потешку.

- Учить отчетливо, произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно.

- Развивать внимание, память.

- Воспитывать интерес к народному фольклору.

- Индивидуальная работа

Предварительная работа

Использование потешек и коротких стихов в повседневной жизни: в процессе умывания, еды, одевания т.д. Приготовить игрушку-кота. Атрибуты для подвижной игры-шапочки.

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках. Помощница воспитателя за дверью, изображая кота, мяукает.

Воспитатель. Детки, кто к нам просится? – Кошка. Как она просится? – Мяу, мяу. Воспитатель выглядывает за дверь и вносит кота-игрушку.

Иди к нам, котик. Детки, посмотрите, какой котик к нам пришел.

Как у нашего кота

Шубка очень хорошо.

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые, зубки белые.

Читает и показывает, поглаживает. – Хороший котик.

Иди, Наташа, погладь котика. Ребенок выходит, гладит кота, а воспитатель приговаривает первые 2 строчки. Вызывает ещё 2-3 детей. Затем вызывает ребенка, чтобы он показал усы и глазки у игрушки-кота, а сама опять приговаривает. Вызывает ребенка, который хорошо запоминает стихи. Читает начало строчки, а ребенок заканчивает фразу. Вызывает 2-3- детей для совместного чтения потешки. Всех детей поощряет, хвалит. Прикладывает кота к уху, слушает.

- Дети, котик хочет с вами поиграть. Вы будете изображать мышек, а он вас будет ловить.

Дети играют в игру «Кот и мыши». Игру повторяют 2-3- раза.

Воспитатель. Замечательно играли. Сядьте удобно, слушайте внимательно. Я прочитаю вам рассказ Е.Чарушина «Кошка».

Воспитатель. Я вам прочитала про кошку и котенка. Кошка – мама. А котенок кто? А если их много? – Котята. А кот кто в семье кошки? – Папа.

Кот – папа, кошка – мама, котята – их дети – это семья. Как и у вас у них тоже в семье – мама, папа, детки.

Давайте споем песенку про кошечку. Дети подпевают воспитательнице.

.

Список литературы


1.Арсеньевская, О.Н. Музыкотерапия. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду [Текст] / О.Н. Арсеньевская. – М.: Просвещение, 2011 – С.152-160

 2.  Арсеньевская, О.Н. Музыкально оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / О.Н. Арсеньевская. - М.: Просвещение, 2011. – С.7-16

3.  Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор [Текст] / / Т.Б. Заблудская // Воспитатель ДОУ – 2010. - №8. – С. 63

4. Затулина, Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи [Текст] / Г.Я. Затулина. - М.,2009.- С.7-40

5. Захарова, М.С. Музыкальные занятия с использованием артикуляционной и пальчиковой гимнастики [Текст] / М.С. Захарова // Воспитатель ДОУ. -  2011. - №10 – С. 40 

6. Кокуева, Г.В. Роль традиций ДОУ в воспитании у детей чувства патриотизма [Текст] / Г.В. Кокуева / Воспитатель ДОУ. -  2010. - №8 – С. 19
7. Михайлова, М.А. К нам приходит праздник [Текст] / М.А. Михайлова Воспитатель ДОУ. -  2010. - №8. – С. 58

8. Разумова, Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики [Текст] / Е.Д. Разумова // Воспитатель ДОУ. – 2010. - №8  - С. 38

9.Туркина, В.И. Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе [Текст] / В.И. Туркина // Воспитатель ДОУ. -  2011. - №8. – С. 64

Приложение

План работы кружка «Фольклор дошколят».

СЕНТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1.                          

1.Беседа о колыбельных песнях.  Слушание песен, подпевание.

(привлечь родителей сделать колыбельку, кровать - качалку)

2. Игра «Здравствуй осень»!  (Развивать речевой диалог).

3. Хоровод «Падают листья».

 

ЗАНЯТИЕ 2.

1.Слушание колыбельной, подпевание.  (Беседа   о   содержании   песни, особенностях ее исполнения).

2.Продолжать разучивание слов «Падают листья».

3.Игра «Здравствуй, осень!» (следить за правильным произношением слов)

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Разучивание хоровода «Падают листья».

2. Беседа об обрядовых песнях. Слушание песни «Урожай собирай!»

3.Игра «Ворота»

ЗАНЯТИЕ 4.

1.Слушание колыбельной, подпевание.   (Укладывание кукол спать)

2. Хоровод «Падают листья».

3. Слушание «Урожай собирай!»

4. Игра «Здравствуй, осень!»

ОКТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1.

  1. Петь колыбельную, подпевать «Урожай собирай»
  2. Хоровод «Падают листья»

3.Игра «Здравствуй, Осень».

ЗАНЯТИЕ 2.

  1.  Разучивание частушек.
  2. Хоровод «Падают листья»
  3. Игра «Ворота».

ЗАНЯТИЕ 3.

  1. Чтение сказки «Репка»

(поддерживать интерес к совместной трудовой деятельности)

  1. Помочь Золушке перебрать крупу.  (Развивать мелкую моторику рук).
  2. Пение «Урожай собирай»

(на слова «ворота отворяй, едет с поля урожай» -  осваивать танцевальное движение «воротца», подводить к выразительному исполнению танцевально – игровых образов).

ЗАНЯТИЕ 4.

  1. Беседа о предстоящем празднике «Осенены».
  2. 2.Вспомнить сказку «Репка».  
  3. Игры по желанию детей.

НОЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1.

  1. Беседа о предназначении   потешек.  
  2.  Заучивание потешки «Петушок».                      
  3. Помочь Аленушке зашнурить Иванушке сапожки.

Занятие 2.

1.Праздник Осени.

(песни, хороводы, игры).

ЗАНЯТИЕ 3.

  1. Заучивание потешек «на сон»: «Баю - баю - баюшки» и др.
  2. Слушание колыбельной «Ты, собаченька, не лай!»
  3. Игра

ЗАНЯТИЕ 4.

1.Слушание дразнилок.  Обыгрывание.

2. Пение колыбельной «Ты, собаченька не лай». (Учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно).

3.Игра с палочками «Сделай скворечник»

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1.

  1. Беседа о   празднике «Новый год», «Святки» (от   Рождества до   Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
  2. Разучивание Рождественских колядок.
  3. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима». Повторение
    знакомых песен.
  4. Игра «Пирог».

ЗАНЯТИЕ 2.

  1. Слушание «Овсень - коляда». Беседа о содержании песни, характер её
    исполнения.
  2. Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
  3. Хоровод «Ой, ты, зимушка - зима!».

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Слушание «Овсень - коляда».

2. Разучивание прибаутки «Зайка белый».

З. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».

ЗАНЯТИЕ 4.

1.Хоровод «Ой ты, зимушка - зима» (Знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами.).

2.Повторение Рождественских колядок.

3.Игра «Метелица».

ЯНВАРЬ

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Всех зовём на наши Святки»

ЗАНЯТИЕ 1.

1.Повторение песенок, потешек по        
желанию детей.

2.Хоровод «Ой ты, зимушка-зима»

3.Игра «Метелица».

ЗАНЯТИЕ 2.

  1. Слушание частушек, подпевание (сделать «Петуха с лентами»).
  2. Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима».
  3. Сделать «Снежки из бумаги»

(мять бумагу - делать «снежный ком» - развивать кисти рук).

ЗАНЯТИЕ 3.

  1. Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю».
  2. Разучивание пестушки.
  3. Исполнение знакомых песен.
  4. Игра «Мельница».

ФЕВРАЛЬ

ЗАНЯТИЕ 1.

  1. Слушание «Баю - баю - баюшок».
  2. Разучивание песни «Шёл Ванюша».
  3. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

ЗАНЯТИЕ 2.

1. Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах. Слушание «Выходила наша Масленица».

2.Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».

3.Игра «Горшок».

ЗАНЯТИЕ 3.

1.Слушание «Выходила наша Масленица».

2.Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».

3.  Повторение прибауток, приговорок к масленице».

4.  Игра «Горшок».

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Разучивание песни «Блины».

2. Хоровод «А мы Масленицу провожали».

3. Игра «Сковорода».

МАРТ

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Заучивание закличек о весне. «Весна-весна красная!»

2. Пение «Блины»,

3. Хоровод «А мы Масленицу провожаем».

4. Игра «Горшок».

ЗАНЯТИЕ 2.

ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»

ЗАНЯТИЕ 3.

1.Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим
временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю».

2.Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».

3.Повторение знакомых песен.

4.  Игра «Колечко».

ЗАНЯТИЕ 4.

1. Слушание «Уж я сею - высеваю».

2. Разучивание «Блины»

3. Хоровод «Идет Матушка Весна».

4. Игра «Капуста».

АПРЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй»

2.Хоровод «Идёт Матушка - Весна».

3. Нанизывание пуговиц на нитку.  (Развиваем мелкую моторику в процессе собирания бус).

ЗАНЯТИЕ 2.

  1. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
  2. Разучивание пасхальных приговорок.
  3. Повторение знакомых песен.
  4. Игра «Ручеёк».

ЗАНЯТИЕ 3.

ПРАЗДНИК «ПАСХА ХРИСТОВА»

МАЙ

ЗАНЯТИЕ 1.

1.Слушание песни «Утушка - луговая».

2.  Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»

3. Хоровод «Вот уж скоро лето».

4.  Игра «Ручеёк».

ЗАНЯТИЕ 2.

  1. Слушание «Утушка - луговая».
  2.  Повторение закличек.
  3. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».

ЗАНЯТИЕ 3.

  1. Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
  2. Разучивание песни к игре «Пчёлы».
  3. Пение частушек.
  4. Игра в «Ворона».

ЗАНЯТИЕ 4.

  1. Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
  2. Заучивание пестушки «Мое дитятко в дому».
  3. Исполнение частушек.
  4.  Игра «Пчёлы».

Дошкольники 101: Понимание развития дошкольников

перейти к содержанию

Верхняя навигация

Проводить исследования

Меню профиля

Ваш счет Вниз треугольник .

этапов развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других.

Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее.

Каковы основные этапы развития речи и языка?

Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что плач принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере взросления младенцы начинают разбирать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Однако они следуют естественному прогрессу или расписанию для овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях - речевым или языковым расстройством.

В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?

Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) - это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни.

Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков, или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи - это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов.

Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?

Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессионалом в области здравоохранения, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). .

Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере того, как дети растут, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем могут быть использованы для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие определенной генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть при дислексии, аутизме и расстройствах речи.

Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» - способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, - и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве.

На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык - это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос - это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать.

Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык.

Язык - это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта.

Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенка

От рождения до 3 месяцев

от 4 до 6 месяцев

от 7 месяцев до 1 года

1-2 года

2–3 года

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

Этот контрольный список основан на Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха.

Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?

NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:

Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатная голосовая связь: (800) 241-1044
Бесплатная линия TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: nidcdinfo @ nidcd.nih.gov

Публикация NIH № 13-4781
Обновлено в сентябре 2010 г.

.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВАКУЛЬТУРОЛОГИИ. В современной науке о языке развиваются такие направления лингвистики, как когнитивная семантика, культурная антропология

Современная наука о языке развивает такие области лингвистики, как когнитивная семантика, культурная антропология, социальная психолингвистика, этнопсихолингвистика, лингвокультурология, этносемиотика, этнопсихология и лингвакультурология. Все эти направления успешно развиваются и объединены общей методологической базой антропологической лингвистики.Язык можно изучать с нескольких сторон. Акцент на связи между языком, мышлением и культурой известен как антропологическая лингвистика. Антропологическая лингвистика - это исследование отношений между языком и культурой, а также отношений между биологией человека, познанием и языком. Это сильно пересекается с областью лингвистической антропологии, которая является отраслью антропологии, изучающей людей через языки, которые они используют. Это междисциплинарная область, изучающая язык как культурный ресурс и говорение как культурную практику.

Когнитивная семантика является частью движения великой лингвистики. Когнитивная семантика обычно используется в качестве инструмента для лексических исследований, например, предложенных Л. Талми, Г. Лакоффом, Д. Гираертсом и Б. В. Хокинсом, Р. Лангакером.

Когнитивная семантика, как часть области лингвистики, отвергает формальные традиции, модулирующие лингвистику на фонологию, синтаксис, прагматику и т. Д. Вместо этого он разделяет семантику (значение) на создание смысла и представление знания.Следовательно, когнитивная семантика изучает большую часть области, традиционно посвященной прагматике, а также семантике.

Когнитивные семантические теории обычно строятся на аргументе, что лексическое значение концептуально. То есть значение лексемы не относится к объекту или отношению в «реальном мире», к которому относится лексема, а к концепции в сознании, основанной на опыте с этой сущностью или отношением. Следствием этого является то, что семантика необъективна, а также что семантическое знание невозможно изолировать от энциклопедического знания.

Более того, теории когнитивной семантики также обычно строятся на идее, что семантика поддается тем же психическим процессам, что и энциклопедические знания. Таким образом, они включают многие теории из когнитивной психологии и когнитивной антропологии, такие как прототипичность, которая, по мнению когнитивных семантиков, является основной причиной многозначности.

Еще одна черта когнитивной семантики - признание того, что лексическое значение не фиксировано, а является вопросом конструирования и условности.Утверждается, что процессы лингвистического конструирования - это одни и те же психологические процессы, участвующие в обработке энциклопедических знаний и в восприятии.

Многие когнитивные семантические структуры, например, разработанные Л. Талми, также принимают во внимание синтаксические структуры, в то время как другие сосредоточены в основном на лексических объектах.

Четыре принципа когнитивной семантики:

1. Семантическая структура - это концептуальная структура

2. Реализована концептуальная структура

3.Значение представления энциклопедическое

4. Смысл-построение - концептуализация

Культурная антропология - это отрасль антропологии, сфокусированная на изучении культурных различий среди людей, сбор данных о влиянии глобальных экономических и политических процессов на местные культурные реалии. Антропологи используют множество методов, включая включенное наблюдение, интервью и опросы. Их исследования часто называют полевыми, потому что они предполагают, что антрополог проводит продолжительное время в месте проведения исследования.

Этот раздел антропологии, изучающий происхождение, историю и развитие человеческой культуры и включающий в себя области археологии, этнологии и этнографии, также называется социальной антропологией. Дисциплина использует методы, концепции и данные археологии, этнографии, фольклора, лингвистики и смежных областей в своих описаниях и анализе различных народов мира. Эта область исследований до середины 20-го века в основном ограничивалась мелкомасштабными (или «примитивными») незападными обществами, которые впервые начали идентифицировать в эпоху открытий.Сегодня это поле распространяется на все формы человеческих ассоциаций, от деревенских общин до корпоративных культур и городских банд. Используются две ключевые точки зрения: холизм (понимание общества как сложного, интерактивного целого) и культурный релятивизм (оценка культурных явлений в их собственном контексте). Сферы обучения традиционно включают социальную структуру, право, политику, религию, магию, искусство и технологии.

К началу 20 века многие культурные антропологи уже начали обращаться к тому, что можно было бы назвать более плюралистической точкой зрения.Для учета разнообразия обществ и культур и расширения различий, которые их разделяли, они предложили принимать во внимание общие обстоятельства каждой человеческой группы, рассматривая всю ее историю, контакты, которые она имела с другими группами, и благоприятные или неблагоприятные обстоятельства, которые повлияли на его развитие. Такой взгляд отличался выраженным релятивизмом: каждая культура представляла собой оригинальное развитие, обусловленное как ее социальным, так и географическим окружением, а также тем, как она использовала и обогащала культурные материалы, поступавшие к ней от соседей или других ( посредством распространения) или из собственного творчества (посредством изобретения и адаптации).

Психолингвистика или психология языка - это изучение психологических и нейробиологических факторов, которые позволяют людям приобретать, использовать и понимать язык. Первоначальные набеги на психолингвистику были в основном философскими предприятиями, в основном из-за отсутствия связных данных о том, как функционирует человеческий мозг. Современные исследования используют биологию, нейробиологию, когнитивную науку и теорию информации для изучения того, как мозг обрабатывает язык. Есть ряд суб-дисциплин; например, по мере того, как неинвазивные методы изучения неврологической работы мозга становятся все более и более распространенными, «нейролингвистика» стала самостоятельной областью.

Психолингвистика охватывает когнитивные процессы, которые позволяют генерировать грамматическое и осмысленное предложение из словарного запаса и грамматических структур, а также процессы, которые позволяют понимать высказывания, слова, текст и т. Д. Исследования в области психолингвистики развития способность детей изучать язык.

Психолингвистика носит междисциплинарный характер и изучается людьми в различных областях, таких как психология, когнитивная наука и лингвистика.В психолингвистике есть несколько подразделов, основанных на компонентах, составляющих человеческий язык.

Лингвистические направления:

* Фонетика и фонология занимаются изучением звуков речи. В рамках психолингвистики исследования сосредоточены на том, как мозг обрабатывает и понимает эти звуки.

* Морфология - это изучение структур слов, особенно отношений между родственными словами (например, «собака» и «собаки») и формирование слов на основе правил (таких как образование множественного числа).

* Синтаксис - это изучение шаблонов, которые определяют, как слова объединяются в предложения.

* Семантика имеет дело со значением слов и предложений. Когда синтаксис касается формальной структуры предложений, семантика имеет дело с фактическим значением предложений.

* Прагматика занимается ролью в интерпретации значения.

Психологические направления:

* Изучение распознавания слов и чтения исследует процессы, связанные с извлечением орфографической, морфологической, фонологической и семантической информации из шаблонов в печатном тексте.

* Психолингвистика развития изучает способность младенцев и детей изучать язык, обычно с помощью экспериментальных или, по крайней мере, количественных методов (в отличие от натуралистических наблюдений, подобных тем, которые сделал Жан Пиаже в его исследовании развития детей).

Исследование лингвастрановедения (Е.М. Верещагин; В.Г. Костомаров; Г.Д. Томахин; В.В. Ощепкова и др.) Носит прикладной характер и рассматривается как ценный источник информации, отражающий взаимосвязь языка и культуры.Существует два подхода в обучении культуре в процессе обучения иностранным языкам: социальный и философский. Первый подход основан на дисциплине, традиционно связанной с изучением любого иностранного языка. Страноведение понимается как сложная учебная дисциплина, включающая в себя различную информацию о стране изучаемого языка. В отличие от фундаментальных наук, на которых оно основано, Страноведение включает в себя информацию фрагментарного характера и определяется как дисциплина, входящая в систему географических наук, занимающихся комплексным изучением материалов, стран, крупных районов.

Теории лингвокультурологических исследований подчеркивают, что это направление, сочетающее обучение языку с определенной информацией о стране изучаемого языка. Основная задача ЖК - изучение языковых единиц, четко отражающих национально-культурные особенности. Среди них реальности (конкретные определения предмета), коннотативные понятия (слова, имеющие одинаковое значение, но разные культурные ассоциации), базовые понятия (те, которые имеют аналоги в сравниваемых странах, но разные в использовании или использовании).

Мы можем с уверенностью сказать, что это сочетание двух аспектов очень важно для будущих учителей, потому что оно расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, их свободу слова. Кажется очевидным, что изучение языка в тесной связи с изучением культуры, истории и традиций страны намного эффективнее. Студенты с большим интересом воспринимают такие знания.

Кроме того, результаты педагогической практики показывают, что мотивация студентов к учебе значительно возрастает при условии, что изучение языка совмещается с изучением культурного происхождения носителей языка.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в настоящее время существует острая потребность в интеграции знаний о структуре изучаемого языка и знаний о культуре стран, где этот язык используется в качестве средства общения и обучения. Учащиеся, учителя и школы - все участвуют в культурных сообществах, представляющих системы ценностей, убеждений и способов познания, которыми руководствуется повседневная жизнь. Культура влияет на то, как люди учатся, запоминают, рассуждают, решают проблемы, а язык нужен для общения; Таким образом, изучение страны является неотъемлемой частью интеллектуального и социального развития будущих учителей.

Этнолингвистика (А.С. Герд, А.М. Копыленко, Н.И. Толстой и др.) - раздел лингвистики, изучающий язык в его связи с этничностью и тесно связанный с социолингвистикой. Н.И. Толстой подчеркивает, что для этнолингвистики важно обсуждать не только и не столько отражение народной культуры, психологии и мифологических представлений в языке, но и конструктивную роль языка, его влияние на формирование народной культуры, народная психология и народное творчество.Он предлагает два определения этнолингвистики:

1) раздел лингвистики, изучающий язык в его отношении к народной культуре; исследует отражение на языке культурных, психологических и мифологических представлений и переживаний;

2) комплексная дисциплина, изучающая содержание культуры, народной психологии и мифологии, независимо от средств и способов их формального воплощения (слово, предмет, ритуал, визуальный образ и т. Д.). Н. И. Толстой считает, что такое исследование «может проводиться преимущественно или исключительно лингвистическими методами».

Перечисленные выше культурологические направления лингвистики и психологии, так или иначе связанные с изучением «человеческого фактора», человеческой личности в языке, культуре и общественной жизни.

:

.

Основные формы речи - введение в языкознание

Основные формы речи

§ 251. Литературные языки, обладающие письменным языком, реализуются в речи как устно, так и письменно. Другими словами, существуют две основные формы речи - устная и письменная, которые различаются внешними признаками, т.е. способом реализации и восприятия, и особенностями внутреннего, собственно языка.

Устная форма речи - это звучащая устная речь, воспринимаемая на слух.Это первичный по происхождению и обязательный для каждого языка, а для неписьменных языков это единственно возможный язык. Устная форма литературной речи используется в театральных, кино-, радио- и телепрограммах, в образовательном процессе, в научных дискуссиях, в повседневном общении грамотных, образованных людей, на собраниях, встречах, производственных собраниях и т. Д. Для формы речи характерны многие языковые особенности, характерные для разговорного стиля: обилие упрощенных синтаксических конструкций, неполных, незаконченных предложений, частое употребление вопросительных, мотивационных предложений, выразительных слов и выражений, разговорных и пословичных элементов, глагольных форм первого и второе лицо и т. д.В устной речи распространен неполный стиль произношения, т.е. нечеткое, неосторожное произношение звуков, характерное для быстрой речи и приводящее к их сокращению, сокращению; крайне редко употребляемая терминологическая и абстрактная лексика, причастия и наречия; Широко распространены такие приемы, как повторение, повторение, улавливание слов собеседника, различные вспомогательные средства общения - жесты, мимика, интонация.

Письменный - форма речи, реализуемая с помощью специальных знаков письма, изображаемая на бумаге, пергаменте, бересте, холсте, на стенах зданий, на поверхности камней и других конкретных предметах и ​​воспринимаемая визуально. или на ощупь.Эта форма речи вторична, позже по своему происхождению, по сравнению с устной формой речи; он формируется на основе устной формы речи, сохраняя основные языковые особенности последней. Основная сфера использования письменной литературной речи - книги, журналы, газеты, различные документы, официальные письма, а также неформальная переписка образованных людей. Будучи вторичным по происхождению, письмо «перестает быть просто перестановкой устного», к настоящему времени оно приобрело «решающее значение для развития языков в целом», играет «ведущую роль в формировании единой литературной нормы. различных специфических языков и, в частности, современного русского литературного языка ».Важнейшими особенностями письменной речи, по сравнению с устной, являются: ясность и ясность, полнота и правильность построения предложений (что объясняется особыми условиями написания, достаточным временем для размышлений, исправлений, дополнений), частое употребление. сложных предложений разного типа, обилие причастных и наречных движений, преобладание форм глаголов от третьего лица, более тщательный подбор лексических, фразеологических средств, наличие актуальных книжных слов и фразеологии.

Некоторые лингвисты склонны рассматривать устные и письменные формы речи (или формы языковой реализации) как разные языки. Сравните следующее высказывание Дж. Вандриса (неудачно сформулированное или недостаточно квалифицированно переведенное на русский язык): «У французов письменный язык и устный язык так далеки друг от друга, что можно сказать: во французском никогда не говорят так, как пишут, и редко пишут так, как пишут. они говорят .Эти два языка (выделенных мной - ВН) отличаются, кроме разницы в порядке слов, еще и разным расположением слов ».

В дополнение к вышеупомянутым основным формам речи, переходная, промежуточная форма речи, устная форма воспроизведения письменной речи или «форма устного воспроизведения письменных и печатных текстов», иногда также называемая озвученная письменная речь или устная публичная речь. Устная форма воспроизведения письменной речи (озвученная письменная речь, устная публичная речь) реализуется в публичных выступлениях - лекциях, докладах, докладах и т. Д. Это своеобразное сочетание особенностей основных рассмотренных выше форм речи, устной и написано.Своеобразие этой формы речи обусловлено тем, что тексты таких выступлений обычно подготавливаются в письменной форме с учетом требований письменной речи, но реализуются, воплощаются устно, с использованием элементов устной речи. Таким образом, основой данной формы речи является письменная речь, которая в процессе реализации несколько видоизменяется: производятся некоторые уточнения, пояснения, допускаются повторения отдельных слов и выражений; можно упростить и сократить сложные синтаксические конструкции.Выявлены особенности произношения и ударения.

.

Смотрите также

Целебные средства

portaltravi.ru ©
Содержание, карта.